Бронекатер "Ейский патриот"

Ейск

В 1944 году, когда ейские предприятия в тяжелых условиях после оккупации начали восстанавливать свое производство, коллектив завода "Запчасть" (ныне станкостроительный завод) выступили с инициативой собрать средства на постройку боевого корабля. Жители Ейска откликнулись на этот призыв. Всего было собрано 452650 рублей деньгами и облигациями государственных займов.

К концу 1944 года бронекатер Б-162 был построен на заводе "Х лет Октября" в Астрахани. Всего было построено 4 катера этой же серии. Команда подбиралась из офицеров и матросов Каспийской военной флотилии, находившихся на излечении в госпиталях города.

Катер вступил в боевой строй кораблей Дунайской военной речной флотилии (ранее — Азовской военной флотилии), где действовал в составе гвардейского Белградского дивизиона бронекатеров Керченско-Венской Краснознаменной бригады речных кораблей, прошел боевой путь от Измаила До Вены, начав его 20 декабря 1944 года.

Катер обеспечивал высадку десанта, перевозил войска и технику, огнем из своих 2 орудий поддерживал наступления советских войск в боях за города Гайнбург, Братиславу, Вену.

В боях за Гайнбург отразил 7 налетов вражеской авиации. За два дня переправил в район боевых действий 4 танка, 17 САУ,38 машин, 2188 бойцов с вооружением и боеприпасами. За эти действия он первым из отряда был удостоин звания "Гвардейский", успешно завершил переход по заминированному фарватеру из Будапешта в Вену, где и закончил свой боевой путь.

Первым командиром катера был лейтенант Борис Фёдорович Балев (1921-2000), переведенный вместе с катером из Каспийской флотилии. Балев Б.Ф. на фронте с первых дней Великой Отечественной войны. В составе частей морской пехоты и на кораблях Балтийского и Черноморского флотов принимал участие в обороне Ленинграда, Севастополя, в боях за Кавказ. Войну начал старшиной второй статьи, а закончил гвардии лейтенантом. В 1944 году принял под свое командование бронекатер "Ейский патриот".

За мужество и отвагу Б.Ф.Балев был удостоен многих правительственных наград.

После Великой Отечественной войны — на командных должностях ВМФ. В 1970-е годы — в Центральном аппарате ВМФ. Капитан первого ранга. Кандидат военно-морских наук.

Решением Исполкома Ейского городского Совета депутатов трудящихся от 8 мая 1975 года Балеву Б.Ф. присвоено звание Почетный гражданин города Ейска.

После окончания войны БК-162 находился в составе Военно-Морского Флота. После списания был на стоянке в Рязани. Здесь его случайно нашли ветераны. По инициативе ейчан было принято решение об установке катера на постамент в Ейске. Катер был речным путем отбуксирован в город, где комсомольцы судостроительного завода в нерабочее времени отремонтировали и покрасили бронекатер.

Весной 1975 года начались работы по установке катера. Установку производили строители рыбзавода под руководством инженера-строителя Г.М.Митаева.

Бронекатер БК-162 "Ейский патриот" установлен на высоком пьедестале в центре пляжного комплекса на Ейской косе 8 мая 1975 года. На митинге присутствовали члены экипажа катера: командир Балев Б.Ф., боцман В.И.Сукач, старшина рулевых Н.Д.Школяренко.

На доске, укрепленной на постаменте катера надпись: "Гвардейский бронекатер "Ейский патриот. Построен на средства, собранные жителями города и района. Боевой путь начал 20.ХII.1944 года в Краснознаменной Дунайской флотилии. Под командованием гвардии лейтенанта Балева Б.Ф. участвовал в освобождении гг. Будапешта, Комарно и закончил бои в городе Вене".

Недопустимы и будут удалены комментарии, содержащие рекламу, любые нецензурные выражения, в том числе затрагивающие честь и достоинство личности (мат, оскорбления, клевета, включая маскирующие символы в виде звезд или пропуска букв), заведомо ложная или недостоверная информация, которая может нанести вред обществу (читателям), явное неуважение к обществу, государству РФ, государственным символам РФ, органам государственной власти РФ, а также любое нарушение законодательства РФ.

Реклама на портале